Статьи о творчестве
Арона Зинштейна

Арон Зинштейн "КНИГА ХУДОЖНИКА" 23.12.2010 - 20.01.2011.

Книга Художника – это и про Художника, и про Книгу…

Что можно на материале этой выставки сказать о Художнике Ароне Зинштейне? Он – Мастер, и Мастер удивительный. Он неизменно удивляет технической безупречностью и мастерством перевода образов литературных в образы пластические. Каждый новый цикл дарит радость узнавания и восторг постижения глубины авторского прочтения, усиленного Искусством графического исполнения.

Что на этой экспозиции можно сказать о Книге? Книги, к которым обращается Арон Зинштейн, хочется читать и перечитывать. Мудрый художник «достает» из глубоких смысловых пластов текста такие оттенки и тайны, что хочется немедленно попытаться вслед за ним их отыскать… Создается впечатление, что графические техники, в которых исполнены циклы (монотипия, линогравюра, акватинта, сухая игла, литография, гравюра на картоне) сами порождены древними и современными текстами. Кажется, что у Художника нет никакой сложности с воплощением, а образы «рождаются» естественным путем.

Художник Арон Зинштейн далеко ушел от обычной иллюстрации. В циклах произведений, создаваемых по литературным первоисточникам, он решает задачу куда более сложную: не рассказывать о событиях, а показать и выразить дух, как отдельного произведения, так и мир каждого автора в целом. Созданные Художником Образы завораживают и «втягивают» в свое волшебное пространство. Они также обладают способностью глубоко «вчитываясь», словно «впечатываться» в авторские тексты и подтексты.

Стилистика различных литературных циклов, пережитых Художником, совершенна и по-настоящему самобытна. Их формы и пространства воссоздают магическую ауру прочтения и постижения каждого текста. Картины библейских сказаний наполнены архаической монументальностью, они словно «дышат» веками, отобранность каждого образа и приема изображения обеспечивают почти мистическое ощущение аутентичности. Техника цветной линогравюры, утратив свойственную ей жесткую определенность формы, передает сложную фактурную структуру «припорошенную» «пылью веков».

Фольклорная звучность «Сказок народов мира» оставляет впечатление органичной, слегка брутальной, естественности, иронически окрашенной текстами и подтекстами. Серия «Еврейские праздники» и образы Шалом-Алейхема отмечены то изящной вязью графических приемов, то ощутимой весомостью, плотностью фактур. Сочетания густо положенных штрихов техники сухая игла, воздушной размытости акватинты или сочных выразительных пауз белого листа передают ощущение повышенного, почти на пределе эмоций, драматизма образов произведений Ф.М. Достоевского и Э.А. По. Эти листы по-настоящему могут «затягивать», завораживать таинственностью, создавая напряжение.

Особым авторским отношением и виртуозностью исполнения отмечена серия работ к «Путешествию дилетантов» Б.Окуджавы, в них словно транслируется хрупкость образов и персонажей, увиденных сквозь зыбкость временной дистанции. Художник смягчает цветом сепии жесткость приемов сухой иглы и, слегка деформируя изображения, ухитряется передать ироничность литературного повествования, тепло и человечность, свойственные стилистике Окуджавы.

Зазеркалье визуальных образов, созданных Ароном Зинштейном, закольцовывает множественность авторских смыслов, к которым хочется возвращаться. Перечитывая, а лучше сказать, переживая вместе с Художником избранные страницы мировой литературы, ощущаешь адекватность и завершенность найденных Мастером эффектных и сложных формальных приемов. Магия линий, штрихов и пятен оказывается способна развивать смысловую образность авторских текстов и создать яркие, запоминающиеся произведения.

Ольга Клименская, искусствовед
статья с сайта http://www.artmaris.ru/