Статьи о творчестве
Арона Зинштейна

32 удивительных мгновенья

В Томском областном художественном музее открылась выставка живописных работ Арона Зинштейна «Мгновения и вечность».

В экспозиции представлены 32 гуаши петербургского художника Арона Зинштейна. «Он, пожалуй, единственный в России живописец, который не боится работать гуашью», — сообщила на открытии Вера Зырянова, заведующая выставочно-экспозиционным отделом ТОХМа. В сочетании с послужным списком Зинштейна, в котором немало дипломов престижных выставок, такое пристрастие к технике начинающих художников удивляет. Удивление – главная эмоция на этой выставке.

Почему так много розового в палитре взрослого художника? Почему он любит гуашь? Ведь то и другое любят дети и… декораторы. Биография Арона Зиншейна дает ответ, как минимум на один из вопросов: в 1968 году он окончил Уральское училища декоративно-прикладного искусства в Нижнем Тагиле, где и родился в 1947 году, а в 1977 году — Санкт-Петербургское Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. На второй (о цвете) дает ответ искусствовед Ирина Карасик, которая называет Арона Иосифовича, зрелого мастера, большим ребенком.

Вот и выставка, открывшаяся в художественном музее в последние дни ушедшего года, с первого взгляда кажется составленной из детских рисунков. При беглом просмотре создается ощущение, что мгновения, ставшие вечностью, остановлены рукой ребенка. Но если такое чувство возникает, значит, Арон Зинштейн добился нужного эффекта, достиг цели, к которой стремится всю жизнь – быть ребенком в живописи, сохранить детскость восприятия мира. По мнению Зинштейна, свобода, импровизация, бескорыстное отношение к искусству отличают именно детское творчество. Свобода и импровизация есть и в работах художника, которые представлены на выставке, которая объехала уже несколько городов. В некоторых местах, по словам томского куратора проекта Веры Зыряновой, устраивались даже квартирные выставки, когда художники ставили на мольберт какую-нибудь работу, всматривались в нее и подолгу обсуждали. Возможно, это единственно верный способ по-настоящему прочувствовать произведение.

Выставка в залах художественного музея тоже позволяет водрузить каждую картину на воображаемый мольберт и наслаждаться опьяняющей свободой и сочностью гуашей Арона Зинштейна. Вот «Город», на котором запечатлен розовый Вильнюс: если внимательно приглядеться, то розовый у Зинштейна – особый, он коралловый, волшебство которого зависит от освещения. Или «Окно в зимнем городе» — оно светится тем же чарующим кораллом, выпавшем бусиной из нитки драгоценных воспоминаний. Городские пейзажи под быстрой, температментной кистью мастера — это и есть россыпь воспоминаний. Например, серия Санкт-Петербурга, составленная из мгновений разных лет, от 1988 до 2010. Неважно, что в вашей памяти Мойка, Троицкий, Дворцовый мосты, Биржа и Крюков канал имеют другие очертания и цвета, но, глядя на эти быстрые пейзажи, где много сине-зелено-бело-серого, вы соглашаетесь, что именно такой колорит присущ городу на Неве.

В вечности художник навсегда поселил поэта Боба Некрасова, Михаила Шапиро, некую Таню в метро, родных на даче, неизвестных нам танцующих и целующихся влюбленных, женщин в канареечных пальто и шляпах, загорающую девушку. Лукавый и влюбленный взгляд художника выхватывает из жизни не только внешний облик человека, но и его самые яркие черты характера, а быстрая кисть запечатлевает эти едва уловимые мгновения на бумаге.

Вереница портретов, пейзажей, жанровых сценок в восприятии зрителей сливаются одну яркую картину жизни, которая состоит из разных анекдотов, случаев, историй, иллюстраций. Но это и есть жизнь в мгновении.

Татьяна ВЕСНИНА
статья с сайта http://proetcontra.tomsk.ru